Страны Центральной Азии исторически всегда относили себя к единому региону. Коренное население ЦА имеет общую историю, схожую культуру, обычаи, исповедует одну религию. На территориях стран региона, особенно в приграничных областях, проживает большое количество представителей национальностей соседних государств, что способствует поддержанию многочисленных, в том числе родственных связей между жителями стран ЦА. Узбекистан имеет общие границы со всеми странами региона и фактически находится в центре ЦА.
В результате пандемии коронавируса в 2020 году темпы роста ВВП во всех странах сократились. Однако по прогнозам Всемирного банка в 2021 году экономики стран ЦА вновь покажут значительный рост. Все страны ЦА, кроме Туркменистана, являются участниками Договора о зоне свободной торговли СНГ, в которой поддерживается режим беспошлинной торговли.
В Послании Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису на 2021 год в разделе внешней политики особое внимание уделено вопросу сотрудничества со странами ЦА. Дальнейшее укрепление многовековой дружбы, отношений добрососедства, стратегического партнерства и взаимного доверия с государствами ЦА Президент назвал приоритетом нашей внешней политики. При этом было отмечено, что сложные условия пандемии еще раз продемонстрировали, насколько страны ЦА нужны друг другу и взаимосвязаны.
В своем Послании Президент также сообщил, что в Ташкенте в прошлом году создан Международный институт Центральной Азии, который будет заниматься изучением происходящих в регионе ЦА положительных процессов, а в текущем году проведут важные для стран региона международные конференции в городе Ташкенте — «Взаимодействие региона ЦА с Южной Азией» и в Хиве — «Центральная Азия на перекрестке мировых цивилизаций».
Следует отметить, что приоритетное значение стран ЦА во внешней политике нашей страны было определено Президентом Шавкатом Мирзиёевым сразу после избрания на эту должность и нашло последующее отражение во многих документах стратегического характера, а также инициативах и практических действиях. В частности, в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах предусмотрено создание вокруг нашей страны пояса безопасности, стабильности и добрососедства, а также урегулирование вопросов делимитации и демаркации Государственной границы.
Важность государственных визитов
Примечательно, что Президент Шавкат Мирзиёев первый официальный зарубежный визит осуществил 6 марта 2017 года в соседний Туркменистан, в ходе которого главами двух государств были подписаны Совместное заявление, а также Договор о стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Туркменистаном.
Второй официальный визит Президент Узбекистана совершил 23 марта 2017 года в Казахстан, в ходе которого лидеры двух стран подписали Совместную декларацию о дальнейшем углублении стратегического партнерства и укреплении добрососедства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан.
В сентябре 2017 года состоялся официальный визит Президента Узбекистана в Кыргызстан, в ходе которого на уровне глав государств подписаны Совместное заявление, а также Договор между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой об узбекско-кыргызской Государственной границе, заложивший основу для достижения полного урегулирования чувствительных для обоих государств приграничных вопросов, которые не находили своего решения в течение последних двух десятилетий.
В марте 2018 года Президент Узбекистана посетил с официальным визитом Таджикистан, в ходе которого лидеры двух государств подписали Совместное заявление об укреплении дружбы и добрососедства, а также Договор между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан об отдельных участках узбекско-таджикской Государственной границы. Кроме этого, подписано Соглашение о взаимных поездках граждан, предусматривающее безвизовые поездки, что способствовало значительному росту контактов между гражданами двух стран.
Следует отметить, что в ходе визитов Президента Шавката Мирзиёева в страны ЦА подписаны также солидные пакеты двусторонних межправительственных соглашений по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству, которые способствовали наращиванию объемов взаимной торговли и развитию кооперационных связей. При этом в ходе визитов поставлены цели довести взаимный товарооборот с Казахстаном до 5 млрд долларов, а с Туркменистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном до 500 млн долларов, и за исключением Казахстана выполнены в 2019 году.
Центральная Азия — важнейшая цель и ключевая задача
О главном приоритете региона ЦА во внешней политике Узбекистана было заявлено Президентом нашей страны и с трибуны ООН, в ходе выступления на 72-й сессии Генассамблеи 19 сентября 2017 года. «Мирная, экономически процветающая Центральная Азия — наша важнейшая цель и ключевая задача», — отметил тогда лидер Узбекистана.
По инициативе Президента под эгидой ООН в Самарканде 10-11 ноября 2017 года проведена Международная конференция высокого уровня «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания». Успешное проведение данной конференции способствовало последующему единогласному принятию 22 июня 2018 года Генассамблеей ООН специальной резолюции «Укрепление регионального и международного сотрудничества по обеспечению мира, стабильности и устойчивого развития в Центральноазиатском регионе».
Отдельное внимание теме сотрудничества стран региона было уделено также в выступлении Президента на 75-й сессии Генассамблеи ООН 23 сентября 2020 года, в котором лидер нашей страны отметил, что в регионе ЦА происходят фундаментальные изменения и в отношениях между странами региона удалось создать атмосферу добрососедства и взаимного доверия, дружбы и уважения. «В это сложное для всех время наши государства не отстранились друг от друга, а оказывали взаимную поддержку», — подчеркнул Президент. С учетом того, что перед странами ЦА стоит важная стратегическая задача — обеспечить глубокую интеграцию региона в глобальные экономические, транспортные и транзитные коридоры, в своем выступлении Президент предложил создать под эгидой ООН Региональный центр развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности.
Новый формат сотрудничества
Укреплению регионального сотрудничества также способствовала инициатива Президента Узбекистана по созданию формата регулярных консультативных встреч глав государств ЦА.
Первая такая встреча проведена в столице Казахстана 15 марта 2018 года, вторая — 30 ноября 2019-го в столице Узбекистана, на которой рассматривались вопросы устранения торговых барьеров, более тесной промышленной кооперации между странами, контактов на уровне регионов, продвижения крупных проектов по модернизации энергетической инфраструктуры и расширению транзитных возможностей региона, а также сотрудничества в области науки, образования, туризма, культуры и спорта. Особое внимание уделено вопросам многостороннего сотрудничества в обеспечении безопасности и стабильности в регионе.
Экономическое взаимодействие
Внешнеполитический курс руководства нашей республики, направленный на сближение и укрепление добрососедских, дружественных и взаимовыгодных отношений с государствами-соседями, создал надежный фундамент для развития между странами ЦА торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, расширения кооперационных связей, а также взаимодействия в транспортной сфере. В результате в период 2017-2019 годов товарооборот Узбекистана со странами ЦА вырос почти в два раза с 2,7 до 5,2 млрд долларов. При этом с Казахстаном рост товарооборота увеличился в 1,6 раза, с Кыргызстаном — в 2,3, с Туркменистаном — в 3,1 и Таджикистаном — в два раза. Доля товарооборота Узбекистана со странами ЦА от общего объема товарооборота также выросла с 10,2 до 12,4 процента.
По итогам 2020 года товарооборот со странами ЦА снизился незначительно (на 5,4 процента) по сравнению с 2019-м, что связано с общим замедлением экономической активности в связи с пандемией коронавируса. Однако доля стран ЦА в общем объеме товарооборота Узбекистана выросла с 12,4 процента до 13,6. При этом среди стран ЦА главным торгово-экономическим партнером Узбекистана остается Казахстан. В 2020 году в региональном товарообороте с Узбекистаном доля Казахстана составила 61 процент, Кыргызстана — 18,2, Туркменистана — 10,6, Таджикистана — 10,2.
Следует отметить, что степень участия стран ЦА во взаимной внутрирегиональной торговле разная. Так, по итогам 2019 года доля Казахстана и Туркменистана в объеме торговли между странами ЦА от их общего товарооборота была самая низкая и составила 4,8 процента и 4,1 соответственно. В то же время участие Таджикистана и Кыргызстана во внутрирегиональной торговле было самым высоким — 30,6 процента и 19,8 соответственно. Узбекистан занял промежуточную позицию с показателем в 12,4 процента.
Внешняя торговля Казахстана и Туркменистана в меньшей степени ориентирована на региональный рынок из-за преобладания в их экспорте углеводородов, которые в основном поставляются в страны дальнего зарубежья (ЕС, Китай, Россия), а импорт, в котором преобладают машины и оборудование, также в основном связан с указанными государствами.
Вместе с тем без учета объемов товарного экспорта минеральных продуктов и металлов доля экспорта между странами ЦА намного выше. Таким образом, в отношении товаров, которые не относятся к сырьевой продукции, имеются перспективы по наращиванию внутрирегиональной торговли, особенно готовой продукцией с добавленной стоимостью, в чем заинтересованы все страны региона. В связи с этим расширение государствами- соседями взаимного доступа на свои внутренние рынки во многом будет содействовать решению поставленных ими задач по наращиванию экспорта готовой продукции, так как во взаимной торговле по многим несырьевым товарным позициям они могут быть не конкурентами, а партнерами. В частности, повышению экспортных возможностей товаропроизводителей может способствовать создание в ЦА региональных цепочек добавленной стоимости, в том числе промышленных и сельскохозяйственных кластеров, которые могут дать компенсаторный эффект в деле сокращения транзакционных издержек. В связи с этим для развития региональных цепочек добавленной стоимости необходимо принимать меры по увеличению трансграничной торговли и трансграничных инвестиций.
О важности для Узбекистана рынка стран ЦА для экспорта готовой продукции свидетельствуют, в частности, следующие данные.
В 2020 году в Казахстан вывезено 25,5 процента продукции от всего сельскохозяйственного экспорта, в Кыргызстан — 18,8. В Кыргызстан также было поставлено 14,7 процента от всего текстильного экспорта. По отдельным товарным позициям электротехнической отрасли, в частности бытовой техники, основная доля экспорта также направляется в страны ЦА.
При этом страны ЦА, осуществляя торговые операции внутри региона, имеют самые короткие расстояния по доставке товаров, что дает им преимущества в экономии на транспортных расходах. Интересам стран ЦА отвечает также совместное создание в регионе международных транспортных коридоров и международной транспортной инфраструктуры, которая будет способствовать снижению транспортных издержек при поставках экспортной продукции на мировые рынки.
Инвестиции как взаимовыгодный интерес
Высокими темпами растет также инвестиционное сотрудничество Узбекистана со странами ЦА. Только за последний год число зарегистрированных в Узбекистане предприятий с капиталом Казахстана выросло с 809 до 919 (7,8 процента от общего числа), Кыргызстана со 156 до 187 (1,6), Таджикистана со 161 до 183 (1,6) и Туркменистана со 148 до 162 (1,4) единиц.
Узбекский капитал также стал активно присутствовать в странах ЦА, например, в Таджикистане и Кыргызстане действуют совместные предприятия по производству бытовой техники. В Казахстане открыты СП по сборке автомобилей, текстильная фабрика. Намечается открытие завода по производству бытовой техники. Всего на конец 2019 года в Казахстане свою деятельность осуществляли свыше 1150 предприятий с узбекским капиталом (6,6 процента от общего числа), из которых более 420 — совместные.
Взаимные поездки граждан стран региона
В результате проводимой Узбекистаном политики открытости и расширения сотрудничества (прежде всего с соседними странами) значительно выросло число взаимных поездок граждан. Так, в 2018 году в нашу страну въехало в 2,3 раза больше иностранцев и выехало из республики в два раза больше граждан Узбекистана, чем в 2017-м. А в 2019 году въехало иностранных граждан в 1,3 раза больше, чем в 2018-м. При этом из числа въехавших в Узбекистан иностранцев более 85 процентов составили жители Центральноазиатского региона, а из числа выехавших за границу граждан нашего государства более 83 процентов посетили страны ЦА.
В течение девяти месяцев 2020 года в связи с пандемией коронавируса число въехавших и выехавших из Узбекистана граждан значительно снизилось. Однако по-прежнему 90 процентов въехали в нашу страну из Центральноазиатского региона и 90 процентов выездов граждан Узбекистана за рубеж также пришлось на страны ЦА, что свидетельствует о стремлении народов соседних государств поддерживать и расширять взаимные контакты и укреплять дружеские отношения.
Проводимая руководством нашей страны политика открытости и взаимовыгодного сотрудничества находит поддержку в государствах Центральной Азии, которые признают роль Узбекистана в создании в регионе атмосферы доверия и добрососедства и выражают готовность сообща превратить Центральноазиатский регион в пространство стабильности, безопасности, устойчивого развития и совместного процветания.
Юрий Кутбитдинов.
Главный научный сотрудник Центра экономических исследований
и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.