2020 год glavnaya Новый Узбекистан Популярные новости

Роль, возможности и преимущества народной дипломатии в период кризисных ситуаций

Приоритет Республики Узбекистан – жизнь народов в дружбе, согласии и мире при обеспечении высокого уровня жизни. Межнациональное согласие, взаимоуважение, сохранение национальных, семейных, традиционных и религиозных ценностей являются одними из базовых основ и гарантий стабильности и развития общества, поддержания мира и добрососедства, а также служат в качестве драйверов прогресса и развития страны в целом.

С соседними странами-участницами Шанхайской организации сотрудничества Узбекистан имеет общие ценности, историю, религию, схожую культуру и традицию. Страны нашего региона по своему экономическому и людскому потенциалу примерно равны. Однако с другими участницами ШОС страны Средней Азии имеют мало общего и не могут сравниться ни по каким показателям. Так, население КНР и Индии почти в 40 раз больше населения Узбекистана (Википедия, 2020г.), ВВП Китая в 247 раз, а ВВП Индии в 50 раз превышает ВВП Узбекистана (ВБ, 2019г.).

И для того, чтобы сохранить баланс в этих условиях, ШОС выработал весьма важную, и, пожалуй, основополагающую для организации стратегию — «Шанхайский дух», который означает взаимное доверие, взаимную выгоду, равенство, взаимные консультации, уважение многообразия культур, стремление к совместному развитию.

Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев в своем выступлении на саммите ШОС 10 ноября 2020 года подчеркнул, что сегодня как никогда важно укреплять «Шанхайский дух» — этот уникальный опыт многостороннего сотрудничества, являющийся нашим общим достоянием.

Как известно, если между народами и странами тесные и дружественные контакты, близкие культурные, духовные и экономические отношения, значит обеспечены базовые устои для мира, стабильности и прогресса.

Однако в наш век глобализации, сложившиеся веками традиционные ценности стали стремительно меняться. В современном мире мы также являемся свидетелями столкновения интересов, которые порой приводят к крайним формам противостояния. Обостряется военно-политическая ситуация в отдельных регионах мира, усиливаются противоречия на межнациональной и межрелигиозной основе.

Общеизвестно, что внутри стран ШОС отношения между некоторыми участницами исторически сложились непростые отношения. Как пример, можно рассмотреть отношения между Индией и Китаем, имеющие территориальные претензии друг к другу. Противостояние этих стран, имеющие огромный потенциал и мощь, вызывают серьезную обеспокоенность соседних стран, а также всего Азиатского региона.

Есть ли механизмы и пути для деэскалации напряженности? Видимо, полностью проблему разрешить невозможно, однако шаг за шагом подобные противостояния можно свести к минимуму. На этом пути решающую роль играет политическая воля и готовность идти на взаимный компромисс.

Как отметил глава нашего государства «эти глобальные вызовы и угрозы можно преодолеть только путем сохранения и приумножения наших традиций добрососедства, равноправия, доверия и учета интересов друг друга».

Создание благоприятной стартовой базы может сделать процесс политического компромисса необратимым, или как минимум, ускорить приближение полного установления мирного процесса.

Для этого необходимо:

 широко использовать механизмы современного процесса глобализации. Если изложить данный процесс на простом примере: скажем, имеется продукт производства, который собран в одной стране. Однако комплектующие для этого продукта производятся в других странах. Сама же фирма зарегистрирована и головной офис функционирует в третьей стране, а владельцами компании являются граждане четвёртой или пятой страны. То есть, если народы и страны зависят друг от друга и данное явление будет иметь массовый характер, то между противоборствующими сторонами противоречия автоматически будут отходить на второй план;

— установление мирного процесса ускорится, если будут активно задействованы механизмы народной дипломатии. Народная дипломатия – это прежде всего массовый прямой контакт между людьми различных национальностей и стран. В отличие от официальной дипломатии, народная дипломатия идет с самых низов, учитывает интересы каждого человека, каждый в нём непосредственный участник. Причем, народная дипломатия обычно не ждет установления или разрешения официальной дипломатии, и в этом одна из ее преимуществ. Таким образом, народная дипломатия может подготовить благоприятную почву для прорыва государственной дипломатии;

 для развития народной дипломатии должно быть одно главное условие: границы должны быть открыты и обеспечены условия для свободного передвижения людей и товара. Понятие народной дипломатии вмещает в себя также двусторонние и многосторонние связи посредством реализации культурных, научных, образовательных и прочих программ: обмены делегациями, выставки, музыкальные фестивали, праздники искусств и др.;

 не стоит также забывать, что в век научно-технического прогресса, умонастроение населения и даже мировоззрение людей и общества стало все больше зависеть от информационого поля, которую создают и регулируют современные средства массовой информации.

Таким образом, работа для урегулирования кризисных ситуаций должна продвигаться комплексно, при сохранении интересов каждой из сторон.

Уровень развития народной дипломатии является показателем демократичности, открытости и активности политической системы и общества в целом. Ее эффективное осуществление призвано гуманизировать международные отношения, быть инструментом «мягкой силы» государства в продвижении своих интересов и укрепления авторитета за рубежом.

За последние десятилетия ведущие державы мира всё активнее используют народную дипломатию в своих политических, экономических или идеологических интересах.

Народная дипломатия не приемлет двойных стандартов, несправедливости, конфликтов, насилия и всего того, что разрушает общество, приводит его в нестабильное состояние. Вместо одностороннего продвижения своих интересов, народная дипломатия предлагает диалоги и компромиссы, учет интересов всех конфликтующих сторон, все то, что поможет решить острые вопросы мирным путем. Поэтому народным дипломатам больше доверяют. Эти цели и способы ведения работы вызывают доверие и симпатии у участвующих сторон.

В связи с этим, представителями и лидерами народных дипломатов выбираются или назначаются авторитетные и популярные личности (но не действующие политики), которые широко известны за пределами страны.

Решен ли данный вопрос в Республике Узбекистан, или еще ждет своего часа? Возможно ли назвать какие-нибудь знаменитости в Узбекистане и заявить их в качестве представителей народной дипломатии, широко узнаваемых в зарубежных странах? Насколько эффективно и активно используется потенциал и механизмы народной дипломатии в Узбекистане для продвижения внешней политики государства? Эти вопросы необходимо глубоко проанализировать, широко обсудить на различных платформах и выработать единый подход.

Неофициальные контакты, которые являются основой деятельности народной дипломатии, важны для продвижения интересов официальной дипломатии и достижения целей, стоящих перед государством. И пусть они не гарантирует благоприятный исход любого международного конфликта, но повышает вероятность его достижения и создает благоприятную почву для прорыва официальной дипломатии.

Преимуществом также является то, что при провале усилий, неудачу можно «списать» на неофициальную (народную) дипломатию и уберечь позицию (лицо) официальной политики.

Республика Узбекистан проводит взвешенную, многовекторную внешнюю политику, при сохранении взаимовыгодных, равноправных и сбалансированных связей с зарубежными странами и международными институтами.

30 ноября в формате видеоконференции под председательством индийской стороны прошло очередное заседание Совета глав правительств стран ШОС, где принял участие премьер-министр Узбекистана А.Арипов.

По заявлению узбекском стороны, для придания нового импульса экономическому вектору взаимодействия предложена реализация совместных антикризисных программ, которые включают в том числе устранение торговых барьеров, гармонизации таможенных процедур, развитие электронной коммерции. Этому может послужить участие всех стран ШОС в реализации крупных проектов, в том числе, строительство транспортных коридоров через территорию Афганистана, который может стать межрегиональным транзитным мостом. В рамках развития туристического потенциала государств предложено также ежегодно объявлять один из городов страны, председательствующий в организации туристической и культурной столицей ШОС.  Кроме этого, Узбекистан готов поэтапно восстановить авиасообщения между странами, что создаст условия для возобновления и активизации деловых, культурно-гуманитарных и туристических контактов.

Таким образом усилия, которые предпринимаются Узбекистаном по расширению и активизации связей с зарубежными странами, снятие барьеров свидетельствуют о том, что работа в этом направлении будет только интенсифицироваться во благо процветания многонациональной страны, укрепления добрососедства и повышения международного авторитета Республики Узбекистан.

 

Шодиев Зафар,

главный специалист Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане.