2020 год glavnaya Новый Узбекистан

Счастье преподавателя… В чем оно?

В Узбекистане ведется системная работа, направленная на воспитание гармонично развитого молодого поколения, создание условий, необходимых для его вступления в самостоятельную жизнь.

В частности, реализуются пять важных инициатив, выдвинутые Президентом страны, включающие задачи по широкому привлечению молодежи к культуре, искусству, физическому воспитанию и спорту, а также повышение ее грамотности в информационных технологиях, пропаганду чтения, обеспечение занятости.

Когда мы говорим об этом, невольно вспоминаем слова великого просветителя Махмудходжи Бехбуди: «Давайте своим детям те знания, которые пригодятся не только сегодня, но и в будущем».

Безусловно, основная задача сферы образования, миссия педагога заключаются прежде всего в подготовке подрастающего поколения к будущему, в воспитании детей здоровыми и гармонично развитыми. Ведь им предстоит жить в еще более сложное время, когда конкуренция в условиях глобализации приобретет особенно острый характер.

Профессия учителя неимоверно трудоемкая: требует невероятной силы духа, творческого подхода в решении возникающих проблем и вопросов. И в то же время эта профессия гарантирует молодость души на долгие годы, заставляет быть всегда современным, несмотря на возраст в паспорте. Причина тому — общение с детьми. Ведь если ты учитель, недостаточно быть просто источником, из которого ребенок будет черпать знания. Важно сделать все, чтобы он доверил тебе свое сердце, воспринял тебя, как родственную душу. Поэтому приходится работать над собой, чтобы разделять интересы учеников и быть с ними на одной волне, стараться совершенствовать навыки владения новыми технологиями, находить точки соприкосновения.

Учителю нужно быть тонким психологом, чтобы ненароком не ранить душу ребенка, не допустить, чтобы он замк­нулся в себе. Зачастую педагогу приходится быть режиссером и артистом, чтобы воодушевить подопечных и превратить покорение вершин знаний не в каждодневную рутину, а в интересный творческий процесс. И, наконец, учитель — своего рода садовник, от таланта и мастерства которого зависит что он посеет в сердцах и умах детей и какие плоды эти ростки дадут в будущем. Особенно это касается, на мой взгляд, учителей-словесников.

Более двадцати лет преподаю русский язык и литературу в школе. Для меня важно, чтобы ребята не просто научились писать и говорить. Хочется, чтобы они могли сопереживать героям прочитанных книг, примеряя нравственные приоритеты известных литературных персонажей к современным реалиям. Уроки-суды, инсценировки, работа в исследовательских группах, когда ученики становятся биографами, экспертами, адвокатами, стали привычными в моей практике, потому что позволяют окунуться в текст изучаемых произведений и развивают критическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Ребята с удовольствием перевоплощаются в образы литературных героев. Для них оживает эпоха того времени, они учатся говорить так, как высказывал бы свое мнение тот или иной персонаж. Таким образом ученики развивают речь, учатся общаться. Главное, пытаются рассуждать, спорить, сравнивать, отстаивать свою точку зрения и извлекать для себя какие-то уроки, что, надеюсь, поможет им в жизни.

Часто с ребятами обсуждаем то или иное литературное произведение. В ходе урока используем метод шести шляп мышления, позволяющий с разных сторон оценить поступки героев, проанализировать текст и подметить мельчайшие детали. Порой поражает, как дети умеют рассуждать, тонко чувствовать чужие ощущения и эмоции.

Хочется отметить, что проведение внеклассных мероприятий вызывает у учеников естественное желание узнать как можно больше нового, повышает активность на уроках, желание проявить себя. Связано это, на мой взгляд, с тем, что именно в ходе участия во внеурочных мероприятиях у учащихся проявляется ситуация успеха, которая проецируется и на основной процесс обучения, становится стимулом развития уверенности в себе и своих способностях, повышает мотивацию к учебе.

Участие в конкурсах, олимпиадах, вебинарах, а также организация творческих вечеров и выполнение проектных работ при подготовке к урокам — все это вызывает стремление учиться и совершенствовать свои знания и умения, становится ступенькой к новым горизонтам.

«Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев» — так сказал в свое время персидский мыслитель и поэт Саади. И как же актуально звучат эти слова в наше время! Очень хотелось бы, чтоб мои ученики были окрылены этим желанием познания. Ведь настоящая радость для учителя — успехи его воспитанников. А проработав столько лет в школе, понимаешь, что это стало смыслом жизни.

А какую радость и удовлетворение испытывает педагог, когда лицезреет плоды своего труда, стараний, веры, любви к тому, что он делает. Это происходит тогда, когда его ученики становятся личностями, выбравшими свой жизненный путь, целеустремленными, талантливыми, признанными другими людьми. А если учитель не просто наставник, но и пример для подражания, друг, советчик и помощник в дальнейшей судьбе, это — величайшее достижение!

Как приятно наблюдать за реализацией реформ в нашей стране, которые затрагивают все звенья образования. Несомненно, это является практическим отражением истинной заботы, проявляемой о светлом будущем молодого поколения.

Президент Узбекистана еще в 2018 году инициировал масштабные реформы в сфере народного образования и поставил задачу повысить статус учителя в обществе. Принят ряд важных постановлений и Указов главы государства по совершенствованию отрасли.

В настоящее время мотивирование преподавателей весьма актуально, поскольку это поможет улучшить качество образования. За последние три года размер заработной платы увеличен в 2,5 раза. Учителям, работающим в отдаленных районах, выплачивают надбавку до 50 процентов. Это помогло привлечь большое количество специалистов в школы. Еще одним плюсом является полная выплата пенсий (раньше платили лишь половину).

Также новшеством стало денежное поощрение педагогов. Учителям, которые подготовили призеров региональных, республиканских и международных предметных олимпиад, будут выплачивать единовременные денежные премии от 5 до 50 МРЗП. А тех, кто внес весомый вклад в развитие образования или получил государственные награды, обеспечат льготными путевками в оздоровительные санатории.

Как однажды подчеркнул Президент Шавкат Мирзиёев: «Мы видим в наших учителях, самоотверженных директорах школ, ветеранах сферы опору и надежду страны. Мы и далее не будем жалеть средств и возможностей ради развития школьной системы. Судьба будущего поколения, судьба всей нашей нации, народа, государства зависят от наших уважаемых учителей».

Необходимо отметить, все эти достижения стали возможными благодаря активному претворению в жизнь положений Конституции нашей страны.

Галина Фофонова.
Учитель специализированной общеобразовательной школы № 46 при ЦОиР «Прогресс» города Нукуса Республики Каракалпакстан.