Народная артистка Узбекистана Вилоят Акилова – из знаменитой танцевальной династии. Ее отец – прославленный балетмейстер Исохор Акилов.
На его танцах выросло не одно поколение известных на всю страну танцовщиц. Л. Авдеева в своей книге « Танцевальное искусство Узбекистана» называет И. Акилова основателем Бухарского сценического танца. Учитель И. Акилова, выдающийся балетмейстер Игорь Моисеев называл танец «Ларзон», созданный И.Акиловым на основе четырех макомов, «жемчужиной сада узбекского танца». Мама Виилоят опы, Маргарита Акилова, тоже была известной танцовщицей, народной артисткой Узбекистана. Свой опыт, знания и мастерство родители старались передать детям, старшей их которых и была Вилоят опа.
Мне повезло тесно общаться с ней в последние годы. Она много рассказывала о своей жизни, щедро делилась размышлениями о судьбах узбекского танцевального искусства. В одной из последних наших бесед я попросила ее ответить на несколько вопросов.
— Что значит для вас танец?
— По-моему нет на свете такого человека, который не слушает музыку, не любит танец. Любой человек хоть раз в жизни танцует, и в душе его становится весело или печально.
Танец — это моя жизнь. С самого детства я танцевала. Совсем маленьким ребёнком, я с родителями ездила на гастроли и, сколько себя помню, всегда танцевала. Был такой случай. Группу артистов, которой руководил папа, пригласили выступить в колхозе. Мне тогда было пять лет, и каждый день я плакала, так хотела танцевать. А мама поставила мне такое условие, если хочешь танцевать, ты должна хорошо кушать и спать. В день приезда в тот колхоз. Все готовились к концерту, мне было так это интересно, что я и не спала, и не кушала. Мама в этот день запретила мне танцевать. В этом концерте я не выступала, и когда папа после концерта пошел к председателю колхоза, тот сказал: «Исохор ака, у вас был очень хороший концерт, но одна ваша танцовщица не выступала». Отец показал список всех артистов, и сказал, что все выступали. На что председатель возразил: «Я по радио объявил, что к нам приехали артисты и среди них есть маленькая девочка. Все дети района пришли посмотреть на эту девочку. Но она не выступала. Поэтому ничего я вам не подпишу». Отец расстроился. Потом пришли другие артисты и пообещали: «Сегодня девочка заболела, а завтра обязательно станцует». И на следующий день я станцевала.
Когда я подросла, то не видела своей будущей жизни без танца. Поэтому поступила в наше хореографическое училище и закончила его в 1958 году. По окончании меня взяли в Государственную филармонию сразу солисткой балета в ансамбль «Катта ашула ва ракс», который в 1969 году переименовывают в ансамбль « Шодлик».
В 1987 году была направлена в Республику Афганистан, где создала два ансамбля « Наргис» и «Шукуфа». С выводом Советских войск вернулась в филармонию. Я также проходила стажировку в Государственном Академическом ансамбле народного танца им. И.Моисеева.
— Вилоят опа, вы много лет были руководителем ансамбля «Зарафшан», можете рассказать нам про этот ансамбль?
— Этот ансамбль был организован в 1989 году. Я только, что приехала с Афганистана и мне предложили работу главного балетмейстера в ансамбле «Зарафшан». Я набрала 18 девочек. У меня были сильные солистки: Д. Шукуржанова, Р. Абдулхаирова, Э. Норбаева и другие. Потом почти о каждой из них были сделаны либо телепередачи, или телефильмы. Коллектив выезжал за рубеж, участвовал в декадах. К сожалению, после моего ухода в 1994 году ансамбль распался.
— А что вы можете сказать о нынешнем узбекском танце, вам нравятся сегодняшние танцы, вы видите в них развитие танцев своего времени?
— Современный узбекский танец вызывает у меня много вопросов. Например. Для концерта посвященного важному событию, ставится целый ряд танцев, но на следующий праздничный концерт эти танцы не используются и ставятся опять новые. Как балетмейстер я не могу понять, ведь тратятся большие деньги на постановщиков — балетмейстеров, исполнителей, шьются дорогие костюмы. Эти танцы у меня ассоциируется с одноразовыми пакетами. Почему танцы И. Моисеева живут 70-80 лет, почему танцы М. Тургунбаевой живут 50 — 60 лет, почему танцы И.Акилова живут 70-60 лет? Живут и не тускнеют, светятся как бриллианты. Многие сегодняшние однодневки тоже блестят, но не тем светом, а каким-то искусственным целлофановым блеском. Мне не понятна длина костюмов некоторых номеров, когда все вроде бы красиво, но не видно движений ног, хотя они имеют большое значение в узбекском танце. Прежде на телевидении были такие передачи, как «Аел калби наволари», «Ракслар канотида», посвященные узбекскому танцу. Очень многие смотрели и любили эти программы. А современные телезрители смотрят видеоклипы, которые не могут заменить узбекский танец, показать его своеобразие и красоту. Так некогда богатейшая и разнообразная культура узбекского танца постепенно утрачивает свое самостоятельное значение, становится по большей части лишь декоративным элементом видеоклипов и концертов. Да, танец всегда был украшением любого события в нашей культуре. Но он имел и собственные традиции и ценности, и своих творческих личностей, которые украшали узбекское искусство. М.Тургунбаева, Г. Измайлова, К. Миркаримова, Г. Маваева, К. Юсупова, В. Акилова… Эти и другие известные танцовщицы стали достоянием нашей страны. Я не случайно сказала об одноразовых пакетах – как сегодня мы думаем об экологии природы, так пришло время серьезно подумать об экологии узбекского танца.
— Бытует мнение, что у артистов трудно складывается личная жизнь. А как у вас?
— Личная жизнь человека в его руках. Всю жизнь я точно знала, что без танца я не проживу. Поэтому я прямо спрашивала у поклонников, останусь ли я на сцене в случае женитьбы? Некоторые отвечали нет, некоторые хитрили, и наконец, я дождалась человека, который мне сразу сказал правду. Как-то после моего концерта с моим будущим мужем мы долго пешком шли и разговаривали. Когда подошли к дому, он говорит: «Выходите за меня замуж». Я спросила: «Я останусь на сцене?». Он сказал: «Да». И я согласилась. Он уехал в Москву, я уехала на гастроли, а через месяц мы поженились.
— А чем занимается Вилоят Акилова в данное время?
— Готовлюсь к своему 80-летию. Восстанавливаю бухарский танец «Тантана» в постановке И.Акилова. Этот танец я буду ставить в Высшей школе национального танца и хореографии, чтобы он навсегда остался там. Кроме праздников « Навруз» и «Мустакиллик» каждые 2 года у нас проводится фестиваль « Ўзбекистон — умумий уйимиз», в которых принимаю участие, как главный балетмейстер.
Всю жизнь я много работаю над повышением мастерства своих воспитанниц. В свое время, после смерти Исохора Акилова, ко мне перешли его ученицы – К.Дустмухаммедова, Д,Жабборова, М.Ахмедова. Я горжусь своими ученицами, среди которых — народные артистки Узбекистана Р.Султанова и С.Мансурходжаева, заслуженными артистки Р.Абдулхаирова, Э.Норбаева, Н. Алимова, X. Ихтиёрова, Ф. Солихова. А летом прошлого года моя ученица Ф.Сарымсакова завоевала 2 золотые медали на международном фестивале. Нет больше радости, когда видишь, как твои ученики добиваются успехов в искусстве.
Со дня основания Интернационального Центра я работаю там главным балетмейстером. Сейчас воплощаю в жизнь свою давнюю мечту – хочу собрать танцы всех народов, живущих в нашей стране и объединить их в одном концерте. Кому-то помогаю, кого-то поправляю, кому-то ставлю новые номера. У нас получается прекрасный концерт, как букет из разных цветов.
Она еще долго рассказывала мне о своей работе, делилась планами на будущее. И я не переставала удивляться ее энергии и оптимизму, умению стойко переживать трудности, каких немало было в ее долгой жизни, ее умению искренне радоваться за успехи других. Подумалось, наверное, в этой стойкости и жизнелюбии и заложен секрет плодотворного творческого долголетия известной всей стране танцовщицы, балетмейстера и педагога, Народной артистки Узбекистана Вилоят Акиловой.
Саодат Халилова,
студентка искусствоведческого отделения Высшей школы национального танца и хореографии