С 22 мая по 21 ноября 2021 года в Венеции пройдет масштабное событие в мире архитектуры и искусства – 17-ая международная архитектурная биеннале, где Узбекистан представит свой национальный проект: «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь».
Национальный павильон Узбекистана расположится на пересечении Арсенала и Джардини, основных площадок биеннале, и будет граничить с павильоном страны-хозяйки Италии.
Он также отметил важность сохранения махаллей, как культурного достояния.
«Все проводимые работы помогут сохранить массив данных, а это возможность передать нашим детям историю жизни предков. Все эти ценности отразятся в проекте Национального павильона», – подчеркнул вице-премьер.
Концепция выставки «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь» рассказывает о структуре сообщества, которая не только найдена в Узбекистане, но и показывает особенности узбекского общества. Махалли принимают много разных форм, в зависимости от региона, традиций, климата и исторически они были построены вокруг семейных связей.
«Суть выставки должна быть максимально прозрачной, сфокусироваться на конкретной теме, но в то же время мы планируем сделать её краткой. На мой взгляд, махалля транслирует весьма важные аспекты, которые могут быть интересны международному сообществу, в том числе научному и речь не только об архитектурной особенности, махалля-это целая социальная структура с наследственной основой и этот феномен непременно необходимо сохранить», – отметила исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Гаянэ Умерова.
В ходе декабрьских переговоров в 2019 году с Высшей технической школой Цюриха, Фонд принял решение привлечь профессоров школы Эммануэля Криста и Кристофа Гантенбейна главными кураторами выставки в Национальном павильоне Узбекистана. Спустя всего месяц состоялся их визит в Узбекистан. Эммануэль и Кристоф посетили самые крупные махалли Ташкента, Бухары и Хивы и провели 3D сканирование ряда жилых домов и сооружений.
«Термин «махалля» означает то, что мы могли бы назвать районом, он охватывает идею городского образования в его социальной, политической и архитектурной структуре. Это очень традиционная форма совместного проживания в условиях высокой плотности и малоэтажной застройки. Мы изучаем, как менялся облик махалли и ее значение на протяжении веков. Махалля – это явление, которое встречается не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии, но лучше всего они сохранились здесь, в Ташкенте, и собранный материал должен быть передан международному сообществу. Портрет махалли будет основан на исследованиях с использованием новейших технологий и исторических документов, и он будет дополнен художественным портретом», – сказал Эммануэль Крист.
Позже к рабочей группе присоединился известный фотограф и художник Бас Принцен. Он провел съемки улиц и архитектурных строений.
«Венецианская архитектурная биеннале предоставляет уникальный контекст для рассмотрения актуальных современных тем и размышлений о будущем планирования и архитектуры. Это национальное участие, встроенное в жизненно важную и плодотворную интеллектуальную среду, направлено на создание новых сетей, изучение других контекстов и создание нового контента. Благодаря обратной связи со стороны международной интеллектуальной сцены, Узбекистан может научиться новым методам рефлексии и извлечь выгоду из культурного обмена», – сказал Принцен.
Со стороны Узбекистана научным консультантом проводимых исследований выступил профессор кафедры ТАСИ, доктор архитектуры Абдуманноп Зияев, который предоставил редкие фрагменты карт махаллей прошлых лет.
«Нам удивительно повезло, потому что Ташкент единственный город на мусульманском Востоке, где производили съёмки его жилых массивов, поэтому проект «Махалля: урбанистическая и провинциальная жизнь» будет иметь крепкий документальный фундамент. Едва ли какой-то из городов сохранил такого рода архив, как Ташкент», – подчеркнул он.
Отдельного внимания заслуживает воссоздание звука махалли. Эта необычная задача легла на плечи известного испанского художника и режиссёра Карлоса Касаса, чья практика охватывает кино, звук и изобразительное искусство.
«Махалля – это попытка запечатлеть и задокументировать повседневную жизнь традиционного квартала с помощью пространственного звука. Звук редко использовался для документирования акустического климата городской и архитектурной среды, особенно в старых домах и традиционных кварталах, находящихся под серьезной угрозой со стороны урбанистического и экономическое развития постсоветских или центральноазиатских обществ. Очень важно задокументировать и изучить эту богатую социальную среду во всех ее звуковых измерениях. Проект документирует через звук пространственные качества домашней среды, её вариации во времени и звуковую экологию традиций, которые сохраняются в богатой социальной жизни, находящихся под угрозой исчезновения городских сред», – рассказал он.
Активное участие в работе принимают участники исследовательской лаборатории Центра современного искусства CCA Lab, задачей которой является развитие современного искусства и культурных практик в Узбекистане. Они собирают материалы на месте, проводят опросы жителей и воссоздают портрет махаллей прошлых лет, параллельно работая над осовремениванием карт.
Павильон будет открыт для всех желающих с мая по ноябрь 2021 года.