2020 год glavnaya Новый Узбекистан

Вопросы гендерного равенства и расширения прав женщин в странах членов-ШОС

Полноправное участие женщин в решении политических и социально-экономических задач является необходимым условием экономического развития, демократичности и стабильности общества в государствах —членах ШОС. 

Необходимо отметить, что ШОС представляет собой динамично развивающийся регион мира, который занимает свыше 60% территории Евразии с населением свыше 3,2 млрд. человек, более половины которых составляют женщины. Ровно 25 лет назад, 4 сентября 1995 года в Пекине открылась IV Всемирная конференция ООН по положению женщин. Делегаты из 189 стран приняли по ее итогам Пекинскую декларацию и Платформу действий. За 25 лет реализации Пекинской платформы действий большинство стран ШОС добились значительных успехов в деле достижения гендерного равенства. Все страны ШОС ратифицировали и реализуют Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и другие международные конвенции по правам человека, женщин и детей. Кроме того, заложены национальные правовые основы для достижения гендерного равенства.

Доля занятости женщин в странах ШОС и уровень их участия в различных сферах экономики составляет в среднем 49%, которые преимущественно вовлечены в сферу здравоохранения, образования, сельского хозяйства, торговли. Растет уровень представительства женщин в политике. К примеру, доля женщин-парламентариев составляет почти 20%, руководителей на уровне министров — около 10%, что наглядно демонстрирует приверженность стран ШОС, целям ООН в области устойчивого развития, в обеспечении действенного гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Тем самым необходимо подчеркнуть, что Цели Стратегии развития ШОС до 2025 года и Цели ООН по устойчивому развитию до 2030 года во многом совпадают.

Первым шагом к стремлению обеспечения действенного гендерного равенства, расширения прав и возможностей женщин в странах-членов ШОС явилось открытие Первого Женского форума ШОС «Объединение сил женщин для содействия совместному развитию» в Пекине в 2018 году. Тогда же, в рамках форума, состоялась серия пленарных заседаний по направлениям «Женщины и инновационное развитие», «Женщины и прекрасный мир», а также «Женщины и взаимовыгодное сотрудничество», по итогам которых было приняло общее заявление по «укреплению обменов и сотрудничества на пространстве ШОС в связанных с женщинами сферах». Форум показал заинтересованность женщин в консолидации усилий для содействия продвижению регионального сотрудничества и укрепления «шанхайского духа». В ходе II Форума женщин ШОС, который состоялся в мае 2019 г. в Бишкеке, обсуждались уже более предметные вопросы на тему «Гендерные аспекты сотрудничества стран ШОС в контексте регионального обзора Пекинской платформы действий и реализации Повестки устойчивого развития — 2030».

Традиционно в Индии женщинам отводилась подчинённая роль в обществе, имеющая социальное, культурное и экономическое выражение. Неравенства, связанные с гендером, глубоко укоренены, но в целом после обретения независимости рассматриваются как формы проявления несправедливости, подлежащие обязательной ликвидации. Впервые на несправедливость и преступность некоторых форм гендерного неравенства (самосожжение вдов, запрет на получение женщинами образования, ранние/детские браки, полигамия и тому подобного) обратили внимание индийские религиозные реформаторы XIX века — Раммохан Рой (основатель движения Брама самадж), Ишвар Чандр Видьясагар и некоторые другие. Оказываемое ими давление заставило британские колониальные власти запретить традицию сати — самосожжения вдов. Потребовались почти два десятилетия для того, чтобы проблематикой гендерного неравенства заинтересовались активные представители гражданского общества: и партийные и гражданские деятели осознали, что правительство неспособно искоренить многочисленные формы гендерного неравенства, обеспечить равные социальные и экономические права для женщин. В составе четырнадцатого созыва Народной палаты индийского парламента было 45 женщин (на начало июля 2005 года, или примерно 8 % от общего состава), Совета штатов (верхняя палата) — 28 женщин (или 11,5 % от общего состава). В 1991 году представительство женщин в Народной палате составило 5,2 % от общего состава, а в Совете штатов — 9,8 %, что было ниже, чем в 1989 году, но больше, чем в 1996 году. Для сравнения: в рикстаге (парламенте) Швеции женщины составляют 42,5 % от общего состава депутатского корпуса.

До 1976 года, когда был создан Комитет по статусу женщин в Индии, повышение представительства женщин в политических институтах Индии не было актуальной задачей (как уже отмечалось выше, основной упор был сделан на обеспечение социального и экономического равенства). В отчёте Комитета было рекомендовано увеличить представительство женщин (особенно на уровне местного самоуправления и штатов) за счёт специальной квоты. Согласно Национальному перспективному плану для женщин (1988 год), квота для женщин в выборных органах власти должна была составить 30 %. Активисты женских организаций потребовали, чтобы в первую очередь такая квота была применена к панчаятам (деревенским советам). Основные политические партии поддержали последнее требование, что и воплотилось в поправках 73 и 74 (1993 год) к конституции (квота была установлена на уровне 33 %). В 1995 году был поднят вопрос о введении подобной квоты применительно к индийскому парламенту, однако вынесенный на рассмотрение законопроект был отклонён в 1997 году (на основании сложности определения пропорций между женщинами, принадлежащими к разным кастам).

Республика Казахстан, в свою очередь, также принимает меры по осуществлению законодательства и обеспечению его эффективности в деле искоренения насилия в отношении женщин. Еще по поручению бывшего главы государства Н.А.Назарбаева на IV Форуме женщин разработана Стратегия гендерного равенства в Республике Казахстан, которая предусматривает решение задач по достижению равенства прав и возможностей мужчин и женщин. В соответствии с задачами Стратегии гендерного равенства поставлена задача, добиться 30% представленности женщин на уровне принятия решений. В этой связи в каждый раздел Стратегии включены разработанные совместно с региональным офисом Женского фонда (ЮНИФЕМ) индикаторы по достижению гендерного равенства в политике, экономике, образовании, семье, вопросах охраны здоровья и предотвращения насилия в отношении женщин детей. Согласно исследованиям Всемирного экономического форума, Казахстан занимает 60-е место по уровню гендерного разрыва.

В Китае действуют многочисленные организации, борющиеся за права женщин, расширения участия женщин в политике, администрировании и процессе принятия решений. Среди них можно выделить: Всекитайскую федерацию женщин, Ассоциацию за развитие феминизма, Китайскую ассоциацию женских журналов и периодических изданий, Китайскую ассоциацию женщин за науку и технологии, Комитет азиатских женщин, Совет женщин Гонконга, Ассоциацию деловых и профессиональных женщин Гонконга, Федерацию женщин Гонконга и др.

По результатам социологических исследований, в Китае развито равенство между мужчиной и женщиной. Кроме того, и китайские, и зарубежные СМИ отмечают, что в Китае женщины, занимающие высокие посты, получают более высокие зарплаты, чем женщины в Европе. Это говорит о том, что китаянки имеют меньше ограничений в продвижении по службе.

Национальная стратегия Кыргызской Республики по достижению гендерного равенства до 2020 года — это первый в Кыргызстане долгосрочный документ в сфере достижения гендерного равенства, который является продолжением гендерной политики государства, реализованной за 20 лет независимости. Кыргызская Республика присоединилась к Пекинской платформе действий, ратифицировала ряд международных конвенций, включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW), и подписала Декларацию тысячелетия. Следствием этого стало принятие государством международных политических и юридических обязательств, в том числе периодической отчетности Кыргызской Республики перед договорными органами ООН. Приняты законы Кыргызской Республики «О государственных гарантиях обеспечения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» и «О социально-правовой защите от насилия в семье«.

Подтверждением приверженности страны решению гендерных проблем является принятие специализированных национальных программ. На первом этапе (1996-2000 годы) в ходе реализации Национальной программы «Аялзат», основанной на направлениях Пекинской платформы действий и сфокусированной на улучшении положения женщин, были созданы основы институционализации гендерной политики. Расходы на реализацию названной программы впервые были включены в республиканский бюджет, ответственность за ее исполнение возложена на министерства, ведомства, местные государственные администрации и органы самоуправления, возрос уровень представительства женщин в парламенте и правительстве.

После образования Пакистана в 1947 году всеобщее избирательное право в стране было установлено для женщин и мужчин первыми указами о проведении выборов в законодательные собрания провинций. Однако низкая грамотность и подчинённое положение женщин в традиционной социальной среде привели к их малой активности на выборах и незначительной представленности в выборных органах. По оценкам западных институтов изучения гендерного неравенства в мире ситуация с дискриминацией женщин в Пакистане стоит весьма остро. Дискриминация в отношении женщин принимает особо острые формы в сельской местности. В некоторых сельских районах уровень грамотности среди женщин не превышает 2 %. Пакистан в рейтинге гендерного равенства занял 148 место из 149.

В российском обществе, по опросам социологов, не сложилось единого мнения по поводу гендерного равенства. Так, 62% респондентов согласны, что нужно стремиться к равенству полов. Также 59% утверждают, что нужно стремиться к равным обязанностям женщин и мужчин. Только 13% поддерживает феминистическое движение. 8 марта 2017 года в России утверждена Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, небольшой раздел которой посвящен теме насилия над женщинами.

Россия не просто самая большая страна, но и самая многоконфессиональная, мультикультурная держава. В регионах Северного Кавказа, например, традиционное право и патриархальный уклад жизни, по данным экспертов, стали превалировать над светскими нормами. В результате это серьезно сказалось на правах женщин, уровне их образования, качестве медицинского обслуживания, защите от насилия.  Гендерная стратегия России предусматривает, что мужчины и женщины не только должны адаптироваться к изменениям, но и стать главными действующими лицами в современном обществе, которое определяется в Кельнской Хартии как общество знания. Это требует усилий по преодолению возникающего в постсоветский период разрыва между теми, кто сумел адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, и теми, кто может быть исключён из активной жизни на долгое время. Образование, подготовка и переподготовка оказывают сегодня все большее влияние на шансы молодежи и людей среднего поколения добиться личного успеха и профессионального роста.

В Таджикистане структура «ООН-женщины» поддерживает реализацию Национального закона о предотвращении насилия в семье, принятого в 2013 году. Структура «ООН-женщины» способствуют укреплению экспертной базы по гендерным вопросам в ответственных государственных подразделениях и содействует сотрудничеству между государственными и негосударственными организациями.

В 2007 году в Таджикистане совместно с ЮНИФЕМ и ФАО был реализован проект «Повышение продовольственной безопасности и повышение уровня жизни за счет институциональной и гендерно чувствительной земельной реформы». В рамках этой инициативы был проведен дополнительный гендерный анализ и специальные гендерные тренинги. Поскольку большинство мужчин в домохозяйствах мигрируют за границу, чтобы заработать денег, женщины теперь берут на себя обязанности семьи. Доступ к начальному образованию, правовым ресурсам и обучению предпринимательству очень важен для расширения прав и возможностей женщин в обществе.

Теперь обратим наш взгляд на то, как обстоят вопросы гендерного равенства в нашем государстве. В Узбекистане ведется большая работа по повышению осведомлённости людей о важности обеспечения равных прав и возможностей для женщин. На онлайн-конференции, состоявшейся 28 сентября т.г. по случаю Международного дня всеобщего доступа к информации, Саида Мирзиёева, как член комиссии по вопросам обеспечения гендерного равенства, рассказала об изменениях, которые будут внесены в закон «О средствах массовой информации». Документ планируется дополнить статьёй о гендерном равенстве в СМИ.

По словам первого заместителя министра поддержки махалли и семьи Республики Узбекистан Гульнарой Маруфовой, в узбекском обществе женщины могут занимать любые должности и получать такую же зарплату. После принятия Закона Республики Узбекистан «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин», отчётливо видны результаты в вопросах гендерного равенства. Появляется много талантливых женщин с большим потенциалом на руководящих должностях.

Конечно же в этом направлении имеется и ряд нерешенных проблем. В первую очередь, следует повысить правовую грамотность женщин. К сожалению, как резюмировала Г.Маруфова, у женщин из сельских местностей недостаточно правовой грамотности. Это предполагает необходимость их правового обучения. Жизнь показывает, что женщине нужно найти своё место в обществе.

В настоящее время ведется работа над этими вопросами совместно с Гендерной комиссией и Гендерным комитетом  по вопросам женщин и гендерного равенства, в том числе по работе к развитию социальной активности, экономической стабильности женщин в обществе, особенно в кишлаках.

По словам экспертов, требуется сделать еще больше, создать условия для развития женщин и девочек в соответствии с новыми реалиями текущего времени — века глобализации, взаимосвязанности и информационных технологий. Вопросы гендерного неравенства и безработицы с женским лицом по-прежнему сохраняются, поэтому очень важно обеспечить участие женщин в социальном, экономическом и политическом развитии стран организации. Внедрение вопросов гендерного развития в повестку дня ШОС в дальнейшем даст импульс для обмена опытом, реализации совместных проектов и выработке мер совместных действий.

 

Пулат Сайдакбаров
Начальник отдела
Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане