В интервью корреспонденту ИА «Дунё» профессор факультета международных отношений Белорусского государственного университета Виктор Шадурский поделился своими видениями о Послании Президента Узбекистана парламенту страны и современном развитии республики.
В частности, он отметил, что «без всяких преувеличений можно утверждать, что развивающийся быстрыми темпами Узбекистан, взвешенные заявления и решительные действия его лидера Шавката Мирзиёева вызывают пристальное внимание политиков и экспертов из дальнего и ближнего зарубежья».
— В Послании Президента Узбекистана Олий Мажлису, наряду с общими положениями и оценками, в данном объемном и содержательном документе предложен конкретный план действий, — сказал эксперт. — В нем анализируются многие цифры и факты, оговаривается объем финансовых ресурсов, которые будут направлены на решение наиболее острых социально-экономических задач. Применение подхода, сочетающего общие оценки и частные решения, свидетельствует не только о том, что власть хорошо представляет ситуацию в стране, но и понимает объем предстоящей работы на уровне городов, сел и даже конкретной махалли.
Основным принципом, который отчетливо проявляется в Послании, является требование прозрачности и открытости в процессе принятия решений на всех уровнях государственной власти, их заинтересованное общественное обсуждение. Широкое использование таких механизмов, как система общественных слушаний, общественный мониторинг, признание позитивной роли негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации. Проверено временем, что реальное, а не только декларированное участие населения страны в оценке государственных решений и управленческих мероприятий позволяет избежать многих серьезных ошибок, своевременно внести в теорию и практику необходимые коррективы. Именно такая политика создает условия для реальной демократии, утверждает верховенство права. Как заявляет Президент Шавкат Мирзиёев: «Гласность и свобода слова – требование времени, требование реформ в Узбекистане».
Несмотря на то, что Послание призвано получить положительную оценку политической элиты страны, привлечь внимание и широкую поддержку со стороны узбекского общества, в нем открыто признаются серьезные проблемы и трудности в стране: безработица, низкие доходы сотен тысяч соотечественников (особенно в сельской местности), коррупция, недостаточный уровень подготовки управленческих кадров и других негативных явлений. Это подтверждает намерение власти вести не показной, а честный и открытый диалог с народом.
В создании нового Узбекистана руководство страны опирается на молодежь. Подтверждением этого важного принципа является не только и не столько объявление 2021 года – «Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения». Такие форматы использовались и ранее и не только в Узбекистане. Суть провозглашенного курса заключается в расширении возможностей молодых людей в получении среднего и высшего образования, в моральной и материальной поддержке талантливых юношей и девушек из малообеспеченных семей. Интерес, на наш взгляд, представляет решение о создании в стране специализированных школ по естественным наукам, выделение в качестве приоритетных направлений образования в наступившем году – физики и иностранных языков.
Необходимо также подчеркнуть, что в Послании отсутствуют ссылки на внешние препятствия, которые тормозят внутренние преобразования. Президент не только не ищет врагов в мире. Наоборот, он благодарит руководителей международных организаций, в том числе ООН, ВОЗ, лидеров зарубежных стран, за оказанную помощь в период пандемии. Глава государства отмечает позитивные сдвиги в отношениях с Евросоюзом, международными финансовыми структурами. Можно сделать вывод, что Узбекистан не ищет врагов во внешнем мире, он ищет партнеров!
Трудно не согласиться с Президентом Узбекистана, что выполнить намеченные страной задачи на 2021 год будет непросто. Однако отношу себя к оптимистам и очень хочу, чтобы дружественный Узбекистан добился ожидаемых успехов, чтобы в результате проводимой политики повысилось благосостояние и благополучие миллионов узбекских граждан. Положительный опыт Узбекистана обязательно будет использован другими странами, «застрявшими» на переходном этапе. В этом заключается не только национальное значение узбекских реформ, но и их международное измерение.